Сучье варево

Выпив пару кружечек светлого пива, я со спокойной душой поехал домой. Быстро собрав вещи в дорогу, определялся минут 10, что бы такое «обслушать», чтобы было «всё». Есть у меня несколько таких альбомов. На этот раз выбор пал на альбом воистину титана джаза и джаз-рока Майлза Дэвиса (Miles Davis) «Bitches Brew». Этот эпохальный диск записывался с августа 1969 года по февраль 1970 года. С командой блестящих молодых музыкантов, оцените – Джо Завинул, Чик Кориа, Уэйн Шортер, Джек Де Джоннетт, Тони Уильямс, Джон Маклафлин – Майлз создает натуральное сучье варево (Bitches Brew). Этот альбом дал направление целому стилю в музыке – fusion (фьюжн) – сплав. Соединив все наследие джаза с роковой ритмикой и восточным колоритом, Майлз Дэвис получил удивительный результат. В своей автобиографии Дэвис писал:

«В 1969 году рок и фанк расходились, как горячие пирожки. Наглядный пример – фестиваль в Вудстоке. Там на концерте собралось более 400 тысяч человек. Народ валом валил на стадионы – посмотреть на звезд. А джазовая музыка на корню засыхала: ни продаж пластинок, ни живых концертов. Первый раз за долгое время я не собирал толпы. Такова была ситуация перед записью «Bitches Brew». Неужели непонятно, что рано еще было сдавать меня в архив! Я не собирался пополнять список так называемой классики. Я видел большие перспективы для своей музыки и, как всегда, смотрел в будущее… Этот концерт в Сан-Франциско открыл мне глаза: на него собрались около пяти тысяч зрителей, молодежь, белые хиппи. Вряд ли они слышали обо мне. Мы были группой разогрева. Когда мы начали играть, они ходили по рядам, разговаривали, но через некоторое время затихли. Я сыграл немного из «Sketches of Spin», а потом мы перешли к «Bitches Brew» – и тут мы их выбили из равновесия. После этого концерта на всех моих выступлениях в Сан-Франциско было много молодежи. «Bitches Brew» раскупили быстрее всех моих альбомов. Мы были на седьмом небе, наш альбом покупали молодые поклонники рока, это был успех!»

Команда Майлза постепенно стала выглядеть как рок-группа. Дэвис предпочитал выступать в ярких итальянских костюмах, остальные участники группы носили пестрые рубашки и кафтаны и подвязывали свои длинные волосы лентами. Вместе с таким рок-группами, как «Neil Young and Crazy Horse» и «The Steve Miller Band» (которых Дэвис охарактеризовал как «печальных ублюдков») они выступали в Filmore East и продемонстрировали потрясающую эволюцию. Их игра была неистовой, страстной и быстрой: Майлз творил чудеса на трубе, такие же, как Джими Хендрикс на гитаре. К середине 70-х годов стиль Дэвиса еще более усложнился и одновременно утяжелился. Попробуйте на досуге послушать 2 воистину парадоксальных альбома Дэвиса «Aghartha» и «Pangae», датируемые 1975 годом. Оба уничтожают мозги напрочь, просто полный улёт башки. В альбоме «Aghartha» можно услышать, как Майлз использовал на концерте педаль «wahwah», подсоединенную к его микрофону, и выдавал пассажи сродни гитарным соло Хендрикса.

Майлз Дэвис довел джаз-рок на самую вершину. Стиль этот находился на вершине еще лет 10. Фьюжн, да и сам джаз, теперь уже не так интересны широкой публике. Фанаты джаз-рока заполняют концертные площадки и, как любые фанатики, немножко пугают окружающих.

Многие джаз-рокеры предпочли уйти в джаз-фанк или «ресторанный» джаз – сентиментальную, до смерти надоевшую, порой отвратительную музыку, которая звучит на многих FM станциях.

Но такие великаны, как Джон Маклафлин, Кейт Типпет, Чик Кориа, обратились к акустической эстетике, правда, иногда заигрывая в «электричество», да так, что дух захватывает!

Возвращаясь к альбому «Bitches Brew», эта пластинка для джаза все равно, что «Sex Pistols» для рока. Восторги многих и проклятия большинства! Впрочем, у каждого революционного произведения искусства обвинителей всегда больше, чем защитников.

Я этот альбом прослушивал, ну, никак не меньше 50 раз (имеется в виду за жизнь), и при каждом прослушивании альбом кажется другим. Это присуще только воистину великой работе!  Каюсь, бывали дни и ночи, когда я начинал прослушивать «Зелье ведьм» (второй перевод «Bitches Brew») и после 3 минут звучания не мог слушать его, он меня, не побоюсь такого сравнения, физически отталкивал. Иногда я его желал и, получая, наслаждался. Великая вещь всегда воспринимается по-разному. Разница в восприятии и делает эту вещь великой! Что в музыке, что в кино – это все так и работает.

 Майлз был велик во всем. Его автобиография, вышедшая в 1990 году, одно из сильнейших чтений в жанре музыкальной литературы. На русском языке книга вышла в 2005 году в издательстве «Ультра Культура». Лично для меня эта книга одна из множества настольных, часто к ней обращаюсь. Помимо огромнейшего фактического материала, очень интересны размышления Дэвиса.

Позволю себе привести небольшой отрывок из этой замечательной книги: «Осенью 1983 года я взял оркестр на несколько концертов в Европу. Это турне было особенным, потому что люди были совершенно счастливы меня видеть, и они по-настоящему воспринимали мою музыку. Особенно мне запомнился один концерт в Варшаве, в Польше. Нам даже не нужно было проходить через таможню. На всех служащих были значки «We Want Miles». Руководитель Советского Союза Юрий Андропов прислал за мной свой собственный лимузин (или точно такой же), чтобы я смог всюду поездить в Варшаве. Мне сказали, что он любит музыку и считает меня одним из величайших музыкантов мира. И еще мне сказали, что он хотел приехать на мой концерт, но был болен. Он прислал мне личный привет, пожелал прекрасно выступить на концерте и сожалел, что не мог на нем быть. Меня поселили в лучшем варшавском отеле и обращались, как с королем. Когда я отыграл концерт, мне устроили овацию, публика поднялась с мест и скандировала, что желает мне прожить сотню лет. Господи, это было нечто!»

Всесильный Юрий Андропов обожал джаз. У него была одна из самых мощнейших коллекций джазовых пластинок в Союзе. Но каков пассаж! Могущественный глава супердержавы и Майлз! Наркоман, временами жесточайший, неоднократно судимый, переживший несколько покушений, потрясенный разнообразнейшими женщинами и Генеральный Секретарь ЦК КПСС! Вот какова сила музыки!

В период с 1969 по 1991 год через Дэвиса прошло более 40 музыкантов первой величины. По его же утверждению, он воспитывал лидеров. В своем последнем альбоме «DooBop» (1992 год, выпущен посмертно) ему удалось соединить рэп со сложнейшим джазом.

Он умер 28 сентября 1991 года в Санта-Монике, штат Калифорния. По слухам, он страдал от пневмонии, респираторной недостаточности и проблем с сердцем. Все ведущие информационные агентства, радио и телевидение, пресса дружно откликнулись на эту горестную весть. Отмечали огромный вклад Дэвиса в музыку джаза, являющуюся неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры. Они напомнили, что Дэвис, начав свою музыкальную карьеру еще в годы свинга, пройдя с Диззи Гиллеспи и Чарли Паркером эпоху бибопа, открыл новый путь развития джаза – стиль «кул» – и оказал огромное влияние на целые поколения музыкантов. Благодаря Майлзу рок-музыка стала важным элементом джаза и привлекла под свои знамена известнейших музыкантов-инструменталистов, вокалистов и композиторов.

Вглядитесь в его лицо: первое, что бросается в глаза – горящие, демонические глаза, затем высокий лоб. Вид мыслителя. Три раза менял жен, создал три стиля (кул, модальный джаз, фьюжн), родил троих сыновей и дочь. И по сей день джаз и рок-музыканты регулярно исполняют и записывают музыку Дэвиса. Работы его переиздаются постоянно. В 2009 году «Sony Legacy» выпустили «The Complete Columbia Album Collection», который состоял из 52 альбомов на 70 компакт-дисках.

Подсвечник

Подсвечник

КЭТРИН ХИЛЛМЭН ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ, РАССКАЗАННАЯ СТАРЫМ ПОДСВЕЧНИКОМ Я стар. Очень стар. Стар настолько, что заблудился в собственных воспоминаниях. Время оседало, как

Читать далее »

По поводу замечаний и предложений, обращайтесь!

А так же, если вы хотите разместить свой материал у нас на сайте, то ждем ваших писем на

email: artbusines2018@gmail.com

или звоните по телефонам:

+38(068) 224 25 48

+38(099) 229 31 67

Наш канал на YouTube

Ты нами можешь поделиться

© Многие материалы эксклюзивны и права на них защищены!

Сделано ❤ для ВАС!