МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И НЕНАВИСТЬЮ
КЭТРИН ХИЛЛМЭН Сладкая Ширин, не будь жестока с возлюбленным. Жизнь покидает нас, Вскоре мы даже не будем знать, кто мы есть, Кто
Вот ты как думаешь, кто из бойцов сильнее всех?
— Вопроса не понял. Ты имеешь в виду пофамильно, по видам – или как?
Пыль хмыкнул:
— По видам! Ни за что не отгадаешь. Я считаю, что самые сильные бойцы в хоккей играют, тафгаи называются. Представляешь – на коньках драться? На них с непривычки не устоишь, а тут еще махач жесточайший устроить! Дорогого стоит!
Пыль попал в десятку. Тафгаи – это особая каста. Один из тафгаев, охранявший великого Уэйна Гретцки, боксировал с легендарным Мохаммедом Али! Его немалая заслуга была в карьере Гретцки. Он давал возможность Уэйну не думать о защите своего тела. В хоккее это очень важно, вид исключительно жестокий. Зубы вылетают, кости трещат, швы накладывают, еще чего и похуже бывает. «В хоккей играют настоящие мужчины».
В хоккее существует отдельная культура, где основную роль играют игроки-бойцы (тафгаи). Тафгаи в НХЛ (Национальной Хоккейной Лиге) были всегда, но расцвет этой профессии начался в семидесятые годы прошлого столетия. Тогда на всю лигу ужас наводила команда «Филадельфия Флайерз» с силовым стилем, который считался жестким даже по меркам НХЛ. Советским зрителям, воспитанным на техничном и умном хоккее, все это казалось кромешным ужасом.
В 1976 году, во время клубной суперсерии, под «каток» «Филадельфии» попала звездная команда ЦСКА. Досталось крепко! «Летчики» показали «армейцам», что такое настоящий жесткий хоккей. И все всё поняли. «Летчики» имели репутацию законченных мерзавцев и в лиге НХЛ, чем очень гордились. Гордость – это хорошо, но с этой командой надо было играть. Команды НХЛ начали в массовом порядке набирать тафгаев.
Мир бойцов имел свою иерархию и строгий кодекс, который, к примеру, запрещал избивать вратарей, травмированных хоккеистов, не допускал атак сзади.
Кто же этот тафгай, который сразился с Али?
Это – Дэйв Семенко, канадский украинец. Родился 12 июля 1957 года в Виннипеге, Канада. Этот тафгай в начале 1980-х носил неофициальный титул чемпиона по боксу на льду. Рост Дэйва был 190 см, вес 100 кг. Юный Гретцки казался маленьким, почти цыпленком. Задача Семенко была охранять его. Обычно он подъезжал к тому, кто, по его мнению, не слишком вежливо обходился с Гретцки, и уточнял, какие у парня планы и нужны ли ему проблемы. Если противник не унимался, Семенко тихо произносил: «Сейчас кому-то будет больно!» И сбрасывал краги. Он обладал мощнейшим ударом и был устойчив к атакам соперников, за что получил прозвище «Цементная голова».
За семь сезонов, что Семенко охранял Гретцки, тот пропустил всего 7 матчей, не получил ни одной серьезной травмы, бил один рекорд за другим. Их команда «Эдмонтон Ойлерз» была одной из сильнейших команд лиги и выиграла три Кубка Стэнли. Дэйв Семенко еще в детстве, когда впервые взял в руки клюшку, любил заступаться за слабых. Одно время работал вышибалой в Виннипеге.
В 1983 году Семенко был уже настолько популярен благодаря умению ловко махать кулаками, что без страха бросил вызов самому Мохаммеду Али.
Позднее Али прорекламировал матч в присущей ему манере:
«Али пришел побить Семенко.
Семенко весь уже дрожит.
И если будет отступать он,
То за канаты улетит».
Сам по себе матч был весьма схематичный, выставочный и рекламный. Но вы представьте, что бы было, если бы он был на льду? Один из лучших хоккеистов за всю историю, Уэйн Гретцки вспоминает: «Ни для кого не секрет, что хоккей – это тяжелый вид спорта. Если не брать во внимание пару-тройку ребят вроде меня, здесь сплошь и рядом играют настоящие крепыши. Просто поверьте мне на слово. Дэйв Семенко был самым жестким из них. Может быть, самым жестким из всех, кто когда-либо играл в хоккей. О его силе ходили легенды среди профессионалов еще задолго до того, как он перерос уровень юниорских лиг!
Не случайно Дэйв Семенко был одним из самых популярных «нефтяников» (игроков команды «Эдмонтон Ойлерз» – прим. авт.) как среди фанатов, так и среди одноклубников. Но если вы знали его не очень хорошо, для вас он оставался человеком пары слов. Хоккей на пределе своих возможностей день ото дня. Его стиль игры не зачаровывал, зато эффективность действий измерялась чемпионскими перстнями Кубка Стэнли.
Я убежден, что присутствие Дэйва в «Эдмонтоне» ощущалось командой гостей уже на этапе 45-тиминутного переезда из аэропорта в город. Возможно, он – единственный игрок, которому удавалось запугать оппонентов до такой степени, что те отказывались выходить на игры! Но болельщики и друзья ценили его не за жесткость, а за умение видеть все в перспективе. Он напоминал нам, что хоккей – это лишь игра. Помогал смеяться и шутить над собой и друг с другом.
Его никогда не беспокоило то, что все признание достается бомбардирам. Дэйв помогал команде по-своему и был счастлив быть одним из нас. Я часто думаю о Семенко сейчас. Что я представляю в этот момент? Нет, не пронзительный жесткий взгляд, заставлявший многих тяжеловесов отводить глаза вверх и вниз, лишь бы не смотреть на него. Мне вспоминается маленькая улыбка, быстрое подмигивание и его слова: «Не бойся, Гретц!» И знаете что? Я никогда не боялся!»
Семенко не единственный украинец в НХЛ. За всю историю лиги в ней переиграло и играет масса этнических украинцев, из которых, при желании, можно было бы собрать фантастическую сборную.
Савчук, Буцик, Мосиенко, Федерко, Бабич, Хаверчук, Андрейчук, Босси, Дайнеко, Крушельницкий, Билоус – это лишь часть хоккеистов-украинцев. Правда, лучшая часть! Все эти хоккеисты не пасли задних, а были в своих клубах на ведущих ролях.
КЭТРИН ХИЛЛМЭН Сладкая Ширин, не будь жестока с возлюбленным. Жизнь покидает нас, Вскоре мы даже не будем знать, кто мы есть, Кто
И вот я одна-единственная запаслась у вас таким грузом печали, что никто не понесет его вместе со мной
КЭТРИН ХИЛЛМЭН ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ, РАССКАЗАННАЯ СТАРЫМ ПОДСВЕЧНИКОМ Я стар. Очень стар. Стар настолько, что заблудился в собственных воспоминаниях. Время оседало, как
© Многие материалы эксклюзивны и права на них защищены!
Сделано для ВАС!